email: info@ranir.ru
Рус | Eng

Поиск по сайту

Рекомендации по половому воспитанию мальчиков-подростков

Шведская ассоциация планирования семьи (RSFU)

Автор: Эрик Кентерволл, писатель и преподаватель, который занимается вопросами человеческой сексуальности и отношений более 20 лет. Он является автором официального учебного плана по половому воспитанию в школах Швеции. В течение последних десяти лет он занимается исследованием вопросов полового воспитания для мальчиков-подростков.

Обоснование

Этот документ был создан, потому что традиционно в половом воспитании акцент делается на женщине или девочке. На то есть веские причины. Совершенно очевидно, что именно женщина, во многих отношениях, несет основное бремя последствий сексуальности. Кроме того, именно женщине отводится традиционная роль акушерки, учительницы или консультанта, которая доносит знание о сексе и сексуальности до других людей. Однако если смотреть на репродукцию или здоровье только с точки зрения женщин, то становится трудно достучаться до мальчиков-подростков. Так что, несмотря на признание важной роли женщин как первопроходцев и лидеров в области сексуального здоровья, последние годы все чаще предпринимаются попытки вовлечь мужчин в процесс полового воспитания мальчиков.

Этот документ основан на опыте Швеции и частично Дании по обучению мужчин в качестве преподавателей по вопросам сексуальности и человеческих отношений. Нашей целью было достучаться до мальчиков в разных жизненных ситуациях, предоставить им не только знания, но и моральное руководство, поддержать их самоуважение и персональную идентичность.

Документ описывает основу для разработки проектов информирования и обучения мужчин, а также отражает взгляды и мнения, которые были озвучены во время семинара Датской ассоциации планирования семьи, в котором приняли участие мужчины из разных стран Европы.

Скандинавские страны

Плечом к плечу – особенности общества

По существующему законодательству, мужчины и женщины равны в области семьи, работы и политики, у них одинаковые права и обязанности.

В Швеции, как и в других Скандинавских странах, последние десятилетия женщины участвуют в сфере оплачиваемого труда в масштабах, ранее неизвестных в истории. Большинство современных женщин способны обеспечивать себя материально, а потому они не зависят от доходов мужчины. Благодаря развитию детских дошкольных учреждений, большинство детей в наше время имеют возможность посещать дошкольные учреждения с самого раннего возраста, в то время как оба их родителя работают.

Во всех шведских школах мальчики и девочки обучаются вместе. Предпринимаются попытки мотивировать школьников выбирать те профессии, которые традиционно считаются подходящими для людей противоположного пола. Несмотря на эти усилия, выбор профессии все еще часто определяется традиционными стереотипами о «мужских» и «женских» профессиях.

В правительстве и парламенте Швеции количество мужчин и женщин практически равно. Все политические партии в наши дни имеют программу по гендерному равенству.

Шведских мужчин активно поощряют брать декретный отпуск на рабочем месте, чтобы ухаживать за своими детьми в течение первого года жизни. Один месяц декретного отпуска резервируется как обязательный отпуск мужчины. Сразу после рождения ребенка мужчина имеет право на двухнедельный отпуск, чтобы побыть вместе с женой и ребенком.

В подавляющем большинстве случаев будущий отец присутствует на родах супруги. Возможность увидеть ребенка в первые минуты его жизни считается обязательным условием для формирования прочной связи между отцом и детьми, а также между мужчиной и женщиной.

По закону каждый человек имеет право на свободу от какого-либо принуждения к сексу, в том числе в браке. Половое воспитание является обязательным предметом во всех шведских школах, как для мальчиков, так и для девочек. Основной принцип такого воспитания разделяется всем обществом, и он сводится к тому, что сексуальность должна быть источником радости и удовольствия.

Утверждение о том, что мужчины и женщины равны, не означает, что между ними нет различий в физиологии или психике. Равенство означает не отсутствие различий, но полностью равные возможности для реализации своих целей и чаяний. Такая позиция подразумевает полноценное уважение к любым различиям между мужчинами и женщинами.

Общество пытается бороться с дискриминацией гомосексуальных мужчин и женщин, ведущую роль при этом играют созданные ими организации. Право на личную идентичность и выбор собственного образа жизни – это фундаментальные принципы любого демократического общества. Гомосексуалы имеют право на формальные партнерские отношения, которые (если они их выберут) уравнивают их в юридических правах с гетеросексуальными парами.

На рынке труда действует принцип «равная плата за равный труд», хотя реальное равенство между мужчинами и женщинами до сих пор не достигнуто. В индустрии и коммерции мужчины до сих пор занимают большинство руководящих должностей, однако в государственной сфере ведущую роль играют женщины.

Более того, мужчины и женщины делают разный выбор в разных областях, включая частные интересы, вид деятельности и т. д. В политике роль женщин становится все более заметной, но до сих пор мужчин чаще выбирают на государственные должности. Кроме того, женщины до сих пор выполняют основной объем работы по дому.

Главный тезис социальной политики Швеции: каждый новорожденный ребенок должен быть желанным. Для реализации этого тезиса на практике женщины должны обладать полным контролем над своей сексуальной и репродуктивной жизнью. В былые времена жизнь женщины была обусловлена лишь репродуктивной функцией. Женщины рожали слишком много и часто, были распространены нелегальные аборты, а сексуальная жизнь без удовольствия была участью большинства женщин.

Сейчас Швеция гарантирует женщинам право на бесплатное консультирование, бесплатные аборты и безопасную контрацепцию. Важно понимать, что эти права были обеспечены в ответ на множество человеческих трагедий. Женщины в первую очередь становились их жертвами. Именно поэтому исторически сложилось так, что образование по вопросам сексуального и репродуктивного здоровья в первую очередь было сосредоточено на женщинах.

Мальчики-подростки в мире

Поиск знаний

Как может мальчик получить информацию о сексуальности, любви, создании семьи и о том, что может думать и чувствовать девочка? Мы все знаем о любопытстве и интересе подростков к вопросам любви и сексуальности. В каждом обществе существуют свои подходы к тому, как «справиться с этим». Эти подходы включают ограничения того, что допустимо в половой сфере, а также донесение до подростка норм и ожиданий общества. Во всех обществах существуют различия в том, как эти нормы доносятся до мальчиков и до девочек.

В мире мальчики живут в очень разных условиях, но с точки зрения физиологического развития между ними нет существенных различий. Во время и после полового созревания динамика сексуального развития мальчика является неизбежной. Восхищенные взоры, любопытство и естественная застенчивость встречаются в той или иной форме в любом обществе. Хотя разные культуры по-разному решают вопрос о том, что делать с этим пробудившимся интересом мальчиков и девочек, сам вопрос остается одним и тем же.

Друзья и приятели как источник знаний

Именно от друзей и приятелей, во время разговоров и обмена опытом, молодые люди усваивают свои половые роли и правила полового поведения. Мальчик может услышать рассказы о том, что нравится девочкам, как нужно вести себя с ними, и почему девочки другие. Группа сверстников предлагает мальчику идентичность и возможность развивать свою самооценку; он узнает себя в других и одновременно формирует свою собственную уникальную личность.

Частично такое личностное развитие происходит с помощью отвержения всего женского. Часто в группе мальчиков развивается и культивируется отвращение и презрение к женщинам. Это особенно характерно для тех обществ, в которых миры мальчиков и девочек четко разделены и не пересекаются. Представление об отношении полов в таком обществе может быть романтичным, но при этом оно мало связано с реальностью.

Друзья и приятели являются основным источником информации во многих обществах, и то же самое, безусловно, можно сказать и о Скандинавских странах. Однако мы знаем, что далеко не всегда такой источник знаний является надежным и достоверным. В самом деле, во всех обществах распространяемая таким образом информация скорее мешает, чем способствует развитию романтических отношений мальчика с противоположным полом. Мальчик может приобрести ложные представления о себе и о том, что необходимо для настоящей мужественности. Очень часто для доказательства своей мужественности к мальчику предъявляются попросту невыполнимые требования, например, в отношении сексуальной потенции, самоутверждения или познаний. Чрезмерные требования в группе мальчиков и разделяемые ими мифы приводят к тому, что мальчик испытывает чувство неадекватности, ему кажется, что он недостаточно хорош.

Ограничения родительской роли

Мальчики и девочки узнают от своих родителей и других близких членов семьи о морали и обычаях, соблюдения которых от них ожидают. В разных странах в семье навязывают различные по строгости правила, и родительский контроль может быть менее или более жестким. Всегда существуют ограничения того, о чем могут говорить молодые люди со своими родственниками.

Поскольку на родителе лежит ответственность за установление норм, это по умолчанию мешает его доверительным разговорам с подростком. У молодых людей появляются секреты, чувства и мысли, о которых они не сообщают взрослым членам семьи. В некоторых обществах, например, в Европе, сексуальность и влечение к другим сами по себе воспринимаются как признак того, что мальчик должен стремиться к более независимой жизни.

Именно по этим причинам родители – это зачастую не лучшие учителя в том, что касается сексуальности и любви. Кроме того, многие родители не в силах говорить со своими детьми о сексуальности, как о чем-то естественном, как о сфере жизни, в которой нужно уважать чужие границы. Тем не менее, это не мешает родителям формировать у детей базовое чувство морали в этой области, в основном благодаря собственному примеру и обучению традициям.

Дезинформация в СМИ

Разные СМИ, в том числе радио, телевидение и газеты – это источники информации для молодежи, но факты, которые в них упоминаются, зачастую не являются верными, а предоставляемая информация не всегда соответствует потребностям подростков. Из-за образов СМИ у мальчиков формируется нереалистичное представление о жизни и мыслях женщин. Женщины могут представляться в СМИ как более сексуально опытные, привлекательные и готовые согласиться на секс, чем это есть в действительности. Кроме того, в СМИ культивируется образ идеализированной мужественности, который отрицает внутренний опыт, любовь и связанные с ней переживания, удивление и неловкость у мужчины. В результате мальчик может почувствовать себя неадекватным.

Телевизионные программы западного мира – это схематические картинки, которым не хватает глубинных и личных нюансов. Они поддерживают в мальчиках завышенные требования к себе, в том числе, в области сексуальности. Очень важно, чтобы взрослые не позволяли подросткам усваивать такие негативные и упрощенные образы без каких-либо комментариев.

Гендерный взгляд на жизнь подростка

Социальная сеть, которой окружены девочки

По этой причине мальчикам нужны другие источники информации. Им нужно слышать мнение взрослых и видеть в них примеры для подражания. Сексуальность и любовь мальчиков – это темы, о которых принято молчать. Очень часто гораздо больше внимания уделяется репродуктивной жизни девочек. Обычно девочки знакомятся с функциями своего тела гораздо раньше. К девочкам предъявляются завышенные моральные требования, и, вероятно, это до сих пор верно даже для Скандинавских стран. Однако, по крайней мере, в этих странах, девочки окружены социальной сетью, которая позволяет им узнать о личных отношениях и общении с другими людьми. Обычно эта сеть состоит из матери или другой женщины старшего возраста, а также из местной молодежной клиники или клиники планирования семьи, где девочки могут поговорить с женщиной-консультантом (например, о контрацепции).

Только потому, что именно девочка может забеременеть и родить ребенка, вся служба репродуктивного здоровья строится вокруг нее. В прежние века сексуальность зачастую была трагедией молодых женщин. В прошлом Скандинавских стран сексуальность часто означала настоящую катастрофу, если девочка беременела вне брака. Если она рожала ребенка, то она становилась изгоем общества, она не могла ни найти работу, ни вступить в брак. Аборты были нелегальны, а небезопасные подпольные аборты были широко распространены и смертельно опасны. Невежество в отношении сексуальности и средств предохранения было огромным. При этом мужчина, от которого забеременела женщина, мог просто отказаться от отцовства, и его общество никак не наказывало.

Изначально главной целью полового воспитания была защита девочек-подростков – нужно было предоставить им знания, доступ к контрацепции и (с 1975 года в Швеции и 1973 года в Дании) возможность при возникновении нежелательной беременности - сделать легальный и безопасный аборт. Было необходимо, чтобы женщины обрели контроль над своей сексуальностью и способностью к репродукции. По этой причине забота о девочках легла в основу полового воспитания.

Социальная сеть, которой окружена девочка-подросток, в идеале предоставляет ей слова, чтобы выразить свой опыт и чувства, формирует ее личность, базовые знания и прокладывает ей путь во взрослую жизнь. Даже если она все равно получит ложную информацию, столкнется с мифами об окружающем мире и будет связана определенными ограничениями на пути к миру взрослых, одно остается ясным – важность такой сети невозможно переоценить.

Принцип заботы о девочках означает, что мальчикам уделяется меньше внимание, несмотря на то, что они являются полноценными участниками репродуктивной жизни. Теперь становится все более очевидным, что необходимо активнее вовлекать мальчиков в консультирование по вопросам половой жизни. Контрацепция также является правом и ответственностью мужчины.

Молчание, которым окружены мальчики

В отношении мальчиков и сферы сексуальности и репродукции всегда превалировали смущенное молчание или морализаторство. Роль мужской сексуальности в жизни женщин всегда либо полностью замалчивалась, либо преподносилась как «Все мальчики одинаковые, у них только одно на уме». Ни один из этих подходов не предоставляет мальчику возможность определить свою роль в отношениях или свою значимость в репродукции.

Возможно, что причина такого отношения в том, что в нашей культуре мужественность чрезмерно сексуализируется. Мужская сексуальность сводится зачастую только к «умению», что поддерживает завышенные требования мальчиков к себе. По этой причине сами мальчики могут хранить молчание о своем личном опыте. Реальная сексуальная жизнь и опыт мальчиков превращаются в постыдную тайну. Нарушить это повальное молчание можно, только вовлекая все больше мужчин в качестве преподавателей полового воспитания и консультантов.

Совместная ответственность

Традиционно мужская сексуальная жизнь и действия ставились на первое место по сравнению с женщинами. Исторически женщинам отказывали в сексуальном желании и удовольствии, и в то же самое время именно женщинам приходилось расхлебывать все негативные последствия плотской любви. Последние десятилетия все больше подчеркивается взаимность и сексуальные возможности женщин, и это означает, что типичное поведение мужчин должно измениться. Фундаментальные темы в информировании мальчиков-подростков – это взаимная ответственность за последствия любви и важная роль мужчины в повседневном уходе за детьми.

Традиционно значительная часть информационной работы по сексуальности и личным отношениям, которая проводится в Скандинавских странах, была задачей женщин. При всем глубоком уважении и признании их огромного вклада в изменение жизни как женщин, так и мужчин, нужно сказать, что это не позволяет в должной степени охватить мальчиков-подростков. Необходимо дополнить их работу и расширить ее, а для этого мужчины должны взять на себя равную ответственность за информирование мальчиков. Необходимо признать право мужчины на контроль над собственной фертильностью.

Отсутствующие мужчины

В Скандинавских странах, да и во многих других странах по всему миру, многие дети не имеют достаточно близких отношений со своими отцами, которые им нужны, и в советах которых они нуждаются. Нельзя недооценивать роль женщин, которые дают жизнь и воспитывают, как мальчиков, так и девочек. Однако отсутствие примеров для подражания среди взрослых мужчин осложняет жизнь и мальчикам, и девочкам. Это в первую очередь относится к мальчикам, которые в результате не получают руководства и поддержки со стороны мужчины, что мешает формированию самооценки и здоровой мужественности, которая подразумевает уважительное и дружеское отношение к женщинам.

Можно сказать, что мальчики остаются в вакууме. Традиционная мужественность во многих обществах означает дистанцию между мужчинами. Однако конечно, ситуация в мире меняется, появляются новые риски для здоровья и развития мальчиков, и все больше ощущается нехватка моста между миром взрослых мужчин и мальчиков. Наведение таких мостов должно сочетаться с пониманием того, как эти изменения влияют на нас всех, и что сейчас необходимо для совместной жизни мужчин и женщин.

Необходимо, чтобы мужчины доказали, что они способны к диалогу, который поможет мужчинам взять на себя ответственность за собственную сексуальность и за свои отношения с противоположным полом. Мужчины должны дистанцироваться от любой формы сексуальной эксплуатации и отсутствия взаимности в отношениях мужчины и женщины – этот принцип должен стать фундаментальным моральным требованием. В то же самое время это даст мальчикам шанс получить признание своего опыта, дать название своим чувствам и переживаниям в связи со взрослением.

Цель в том, чтобы с одной стороны укрепить мораль мальчиков, а с другой усилить их чувство принадлежности и самооценку. Мальчики способны на такой диалог с мужчиной, поскольку это крайне важно для их мужественности. В этом случае они будут получать информацию от человека, который был в такой же ситуации, как и они, и который может рассказать о собственном опыте и предоставить им словарь, который подготовит их к взрослой жизни.

Взрослый мужчина как пример для подражания мальчиков-подростков

Как говорить о сексуальности и человеческих отношениях

Основное препятствие для такого диалога, а также для того, чтобы мальчики осознали свою ответственность за сексуальность и репродукцию, сводится к тому, что они не способны говорить о сексе и личных отношениях своими собственными словами и по-своему. Дискуссии в среде мальчиков могут быть крайне откровенными, и они часто создают так называемые «заблуждения большинства», когда знания и опыт других мальчиков очень сильно преувеличиваются. Поэтому ведущий такой дискуссии всегда сначала должен продемонстрировать, что опыт может быть разным, что «проблемы» вполне простительны, что нормально смущаться, что отношения всегда требуют общения и что взаимность – это необходимое условие в любви. Мальчики часто беспокоятся, что они не дотягивают до тех или иных стандартов. Им может понадобиться обучение тому, как говорить о своих чувствах. В группе мальчиков всегда присутствуют разные виды сигналов и необходимы разные формы разрешения, чтобы они смогли «показать себя».

Задача, как и всегда во время полового воспитания, состоит в том, чтобы с одной стороны нормализовать их опыт («С тобой все в порядке, ты такой же, как и все остальные»), а с другой индивидуализировать его («Ты уникален, и у тебя есть право выбирать свой собственный путь»).

Очень часто мальчику важно услышать, что физически и психологически он совершенно нормальный, такой же как и все, он хочет почувствовать свою принадлежность к группе. И одновременно ему важно почувствовать себя особенным, чтобы у него была возможность сопротивляться групповому давлению и стоять на своем.

Преимущество мужчины-консультанта частично связано с тем, что он прекрасно знает, что переживает мальчик. Кроме того, он может сам стать примером надежды на будущее. Однако если мужчина будет позиционировать себя как подростка, то есть, как «своего парня», то это только уменьшит доверие к нему. Он взрослый человек, и его зрелость должна быть очевидна мальчикам, он должен быть уверен в себе и активно участвовать в диалоге.

Мужчина как тренер – иная перспектива

В течение десяти лет в Скандинавских странах, особенно в Швеции и Дании, предпринимаются усилия по обучению как можно большего количества мужчин-преподавателей по вопросам сексуальности. В первую очередь внимание уделяется тому, чтобы привлечь тех мужчин, которые смогут стать примерами для подражания и ролевыми моделями для юношей. По этой причине в первую очередь обращаются к учителям, молодежным лидерам, спортивным тренерам, священникам, врачам, медбратьям и так далее. Однако мужчины любой профессии могут преподавать половое воспитание. Самое важное – это их интерес к подобной работе и способность найти контакт с мальчиками-подростками. Нужно следить, чтобы одна-единственная профессиональная группа не монополизировала задачу предоставления информации о сексуальности. Напротив, можно представить те или иные проблемы с разных точек зрения, если вовлекать как можно больше людей с разным опытом.

Именно способность рассказать о личном опыте становится очень важной, если речь идет о юношах. Спортивный тренер может мотивировать амбициозных мальчиков, но при этом если он будет рассказывать о собственных ошибках, то его история вызовет большее доверие. Взрослый мужчина, который рассказывает, как он смущался перед девушками, покажется более человечным, чем тот, который рассказывает лишь о своих достижениях. Описание поиска себя в подростковом возрасте поможет снизить неразумные требования, которые предъявляют к себе мальчики, а также убедит их не хвастаться и не преувеличивать свои сексуальные достижения.

Тем не менее, личные истории всегда должны сопровождаться сильными и надежными границами в отношениях и частной жизни. Способность сочетать откровенность и уважение личных границ создает в группе подростков ощущение безопасности. Очень важно, чтобы преподаватель не выглядел застенчивым и не терял лицо перед подростками.

Как уже говорилось выше, базовая проблема групп мальчиков – это «заблуждения большинства», которые приводят к множеству мифов. Такие заблуждения также связаны с тем, что группа коллективно преувеличивает свой опыт. Одновременно каждый отдельный член группы думает «Я здесь единственный еще не занимался сексом», «Я слишком застенчивый», «Я ничего не знаю» и т. д. Часто можно услышать, что такие заблуждения побуждают мальчиков слишком рано начинать половую жизнь. Однако еще важнее то, что давление большинства окружает мальчика стеной молчания. Как я могу задать вопрос, если он выставит меня дураком? Неужели я один испытываю такие чувства? И так далее.

По этой причине одна из важнейших целей семинаров с мальчиками-подростками – это «нормализация» их опыта и предоставление им более адекватного представления о реальности.

ПРОДОЛЖЕНИЕ

Считаете ли вы, что экстренная контрацепция должна предоставляться женщинам, пострадавшим от сексуального насилия, бесплатно?

© 2010 Российская Ассоциация "Народонаселение и Развитие" (РАНиР)
Лицензия № 77-01-001043 от 12.01.2006
Телефон: +7 (499) 973-14-37, факс: +7 (499) 978-79-85

Информируем, что 23 июня 2015 г. Минюст РФ внес Региональную общественную организацию содействия охране репродуктивного здоровья граждан «Народонаселение и развитие» в реестр НКО, в соответствии с Федеральным законом № 121-ФЗ от 20.07.2012.