email: info@ranir.ru
Рус | Eng

Поиск по сайту

Доступность легального и максимально безопасного аборта в Европе

Парламентская ассамблея Совета Европы
Док.11537
17 марта 2008

Отчет

Комитет по равным возможностям женщин и мужчин
Составитель: г-жа Гизела Вурм (Gisela WURM), Австрия, Группа Социалистов

Основные положения

Аборт является легальным в большинстве стран-членов Совета Европы. Комитет по равным возможностям женщин и мужчин считает, что запрещение абортов не приведет к снижению их числа, а скорее будет способствовать увеличению числа операций, совершенных во внебольничных условиях. Аборты, проведенные в таких условиях, являются более травматичными и опасными. В то же время Комитет обращает особое внимание на тот факт, что, несмотря на легальность аборта, все еще существуют условия, которые затрудняют доступность аборта с использованием максимально щадящих методик.

Парламентская Ассамблея должна призвать страны-члены Совета Европы к активным действиям, нацеленным на:

- декриминализацию аборта, если это еще не было сделано;
- предоставление женщинам гарантий по реализации их права на прерывание беременности, и исключение всех ограничивающих условий, которые «де юро» или «де факто» негативно влияют на доступность безопасного аборта;
- принятие соответствующих стратегий в области охраны сексуального и репродуктивного здоровья, включая расширение доступа женщин и мужчин к средствам и методам контрацепции по обоснованным ценам и с учетом индивидуальных потребностей в выборе ее типа.
- обязательное обучение молодежи вопросам, связанным с особенностями пола и, отношений между людьми.

А. Проект резолюции

1. Парламентская Ассамблея еще раз подтверждает, что аборт ни при каких условиях не может считаться методом планирования семьи. Операция аборта должна избегаться насколько это возможно. Все существующие средства, не вступающие в противоречие с правами женщины, должны быть использованы для сокращения количества нежелательных беременностей и абортов.

2. Несмотря на то, что аборт легален в подавляющем большинстве стран-членов Совета Европы, Ассамблея выражает обеспокоенность относительно того, что во многих странах из упомянутой группы отмечается ряд условий, которые ограничивают эффективность доступности аборта с использованием максимально щадящих практик. Эти ограничения способствуют возникновению дискриминирующего эффекта, так как более информированные и финансово обеспеченные женщины имеют больше возможностей для использования услуг по прерыванию беременности в легальных и более безопасных условиях.

3. Ассамблея также отмечает, что в тех странах – членах, где аборт легален, созданные условия не гарантируют эффективного доступа к реализации прав: отсутствие близлежащих профильных структур здравоохранения, отсутствие медицинских специалистов, согласных проводить аборты, необходимость повторных медицинских консультаций, допустимое время для изменения решения, и, также, время ожидания назначенной операции: все это потенциально ограничивает доступность или делает невозможным производство операции аборта.

4. Ассамблея считает, что аборт не следует запрещать. Запрещение абортов не способствует уменьшению количества операций, а, в основном, ведет к росту внебольничных абортов, являющихся более травматичными и опасными. Законодательные основы, касающиеся аборта, не оказывают влияния на уровень потребности женщины в аборте, а только влияют на улучшение доступности операции при максимально безопасных условиях.

5. В то же время, Ассамблея выражает уверенность, что соответствующее стратегии в области охраны сексуального и репродуктивного здоровья, включая всеобъемлющее образование для молодежи в сфере вопросов, связанных с особенностями пола и, отношений между людьми, способствуют уменьшению востребованности операции аборта.

6. Ассамблея подтверждает право каждого человека, включая женщин, на физическую неприкосновенность и на свободу контроля над своим собственным телом. В этом контексте, право на окончательное решение о процедуре аборта принимает только сама женщина, которая при этом должна быть обеспечена доступом ко всем существующим средствам для реализации своего права в наилучших условиях.

7. Парламентская Ассамблея приглашает страны – члены Совета Европы к:

7.1. декриминализации аборта, в случае, если это еще не сделано;

7.2. предоставлению гарантий по эффективной реализации права женщин на аборт;

7.3. предоставлению женщинам возможности и условий для свободного и информированного выбора;

7.4. устранению ограничений, которые осложняют «де юро» или «де факто», доступ к аборту с использованием максимально щадящих методик, и, в частности, к действиям, направленным на создание соответствующих условий для охраны здоровья, организации медицинской и психологической помощи и предоставления соостветствующей финансовой поддержки;

7.5. разработке и принятию соответствующих стратегий в области охраны сексуального и репродуктивного здоровья, базирующихся на высококачественной и научнообоснованной информации, и обеспечивающих непрерывное улучшение и расширение спектра услуг в области предоставления контрацепции, посредством увеличения финансирования из национального бюджета для укрепления системы здравоохранения, включая материально-техническое и информационное обеспечение службы охраны репродуктивного здоровья;

7.6. обеспечению женщин и мужчин доступными средствами и методами контрацепции по обоснованной стоимости, а также контрацепцией, соответствующей индивидуальным потребностям и критериям выбора каждого человека;

7.7. введению всеобъемлющего образования (в том числе в школах) для молодежи в сфере вопросов, связанных с особенностями пола и, отношений между людьми, для создания условий, способствующих предотвращению возможности возникновения непланируемых беременностей (и, таким образом, абортов).

7.8. продвижению про-семейных ценностей в ходе общественных информационных кампаний.

В. Меморандум понимания, составленный г-жой Гизелой Вурм, составителем текущего Отчета

Содержание

I. Введение
II. Позиция Ассамблеи в отношении аборта
III. Ситуация в Европе
IV. Вопросы морали
V. Уклонение от абортов
VI. Заключение

I. Введение

1. В январе 2006 года наша коллега и Председатель подкомитета по вопросам насилия в отношении женщин, г-жа Карина Хаг (Carina Hägg, Швеция, SOC), поставила на обсуждение резолюцию “Аборт и его воздействие на женщин и девочек в Европе” (Документ Ассамблеи №10802). Меня назначили ответственной за исполнение Отчета 9 марта 2006 г.Комитет по вопросам семьи, здоровья и социальным вопросам был выбран профильным для оценки Отчета.

2. В феврале 2007, Комитет решил изменить название Отчета на «Доступ к максимально безопасному и легальному аборту в Европе», с этой целью были проведены соответствующие Слушания. Протокол Слушаний был разрешен к открытому использованию и сейчас доступен вниманию в Секретариате (AS/Ega (2007)PV 3 addendum). В Слушаниях принял участие широкий спектр экспертов, представляющих разнообразные позиции в отношении аборта: Международная Федерация Планируемого Родительства МФПР (IPPF), Европейский парламентский Форум по Народонаселению и Развитию (IEPFPD), Международная Федерация профессионального аборта и контрацепции, “Aktion Lebensrecht für Alle” (Германия), Шведская Ассоциация Сексуального Образования (RFSU), “Права на аборт” (Великобритания) и, также, бывший судья Европейского Суда по Правам Человека.

3. В настоящем Меморандуме я бы хотела обобщить текущую позицию Ассамблеи в отношении аборта, а, также, представить современную информацию о ситуации в Европе перед обсуждением аспектов морали и освещением выводов и предварительных резолюций по доступности максимально безопасного аборта. Комитет согласился одобрить Отчет по обсуждаемой теме во время заседания в Париже 11 марта 2008 г., с целью дальнейшего представления Отчета для дебатов на соответствующей сессии Ассамблеи в апреле 2008. Более того, представителей Комитета пригласили к обсуждению предложений, содержащихся в предварительном отчете на встрече 7 сентября 2007 г. и 22 января 2008г.

II. Позиция Ассамблеи в отношении аборта

4. В соответствии с информацией, которой я располагаю, Ассамблея никогда не одобряла резолюций или рекомендаций в отношении аборта как таковым. В 1993 г. Социал Демократ из Финляндии, г-жа Тарья Халонен (Tarja Halonen, теперь Президент своей страны) представила Отчет «Равенство между женщинами и мужчинами: право свободного выбора в материнстве» от имени Комитета по вопросам семьи, здоровья и социальным вопросам. Но проект рекомендаций, предложенных ею, был отклонен Ассамблеей во время поименного голосования. Однако, это не означает, что у Ассамблеи отсутствует позиция в отношении аборта: несколько резолюций и рекомендаций были одобрены, которые касались следующих вопросов:

Резолюция 1399 (2004) и Рекомендация 1675 (2004) «Европейская стратегия по продвижению сексуального и репродуктивного здоровья и прав»;
Резолюция 1394 (2004) «Вовлечение мужчин, в особенности молодых, в решение вопросов, касающихся репродуктивного здоровья»;
Резолюция 1347 (2003) «Последствия принятия «Политики города Мехико» (Mexico City Policy) для реализации свободного выбора контрацепции в Европе»;
Рекомендация 675 (1972) «Контролирование рождения и планирование семьи в странах-членах Совета Европы».

5. Позиция Ассамблеи в отношении аборта, которая к настоящему времени принята, может быть обобщена следующим образом: «Ни при каких условиях, аборт не может считаться методом планирования семьи. В тех случаях, где аборт не противопоставлен законодательству, услуги, связанные с абортом, должны предоставляться в максимально безопасных и доступных условиях». Когда беременность наступила в результате изнасилования, женщине должна быть предоставлена возможность выбора аборта.

6. Позиция Ассамблеи находится в соответствии с позициями других международных организаций (например, позиция Комитета ООН по Правам Человека в отношении прав на доступность услуг связанных с абортом, если беременность наступила в результате сексуального насилия), и деклараций, принятых на разных международных конференциях, таких как План Действий Каирской Конференции, принятой в 1994, или Декларация Приверженности (Оттава 2002), обе декларации касаются вопросов сексуального и репродуктивного здоровья и прав. Европейский Суд по правам человека также подготовил серию результирующих заключений в сфере этих же вопросов в течение последних лет (из последних Tysiac vs Poland (2007) и Vo vs France (2004)).

7. К примеру, Международные обязательства в рамках Программы действий Каирской Международной Конференции по Народонаселению и Развитию, Пекинская Платформа действий, также как и Конвенция по исключению любых форм дискриминации женщин (CEDAW), все эти документы предельно прозрачно представляют международное согласованное решение о репродуктивных правах, как неотъемлемой части прав человека. Женщинам должен быть предоставлен доступ к услугам здравоохранения в репродуктивной сфере, и гарантирован свободный выбор методов планирования семьи для предотвращения возникновения непланируемых беременностей. Каирский документ определяет следующее: «там, где аборт законодательно разрешен, он должен быть безопасным».

III. Ситуация в Европе

8. Ситуация в Европе в отношении аборта очень разнится. Аборт легален в большинстве стран, являющихся членами Совета Европы. Во всех странах, являющихся членами Совета Европы, за исключением Андорры и Мальты, закон разрешает проведение аборта для спасения жизни женщины. Аборт «по желанию», в теории, доступен во всех странах –членах Совета Европы, за исключением Андорры, Мальты, Ирландии и Польши. В некоторых странах-членах Совета Европы, состояние сексуального и репродуктивного здоровья и прав находятся на высоком уровне, тогда как в других странах фиксируются исключительно высокие уровни абортов. В некоторых странах – членах, аборты являются легальной, безопасной, бесплатной и доступной услугой, в то же время в других странах женщины вынуждены прибегать к нелегальному, небезопасному аборту, если им необходимо прервать беременность. В ряде стран, где аборт легален (при определенных условиях), на практике доступ к операции затруднен, вследствие высоких цен на аборт, недружелюбности медицинских работников по отношению к женщинам, из-за переполненности медицинских учреждений, ввиду неудовлетворительных санитарных и гигиенических условий. Причиной ограничения доступа к легальному аборту являются также ограниченный доступ к информации об аборте и контрацепции, отсутствие адекватного обучения процедуре аборта, а также недостаточно высокие стандарты обслуживания медперсонала.

9. В соответствии с информацией, предоставленной Международной Федерацией Планируемого Родительства МФПР (IPPF), наблюдается тенденция к снижению числа абортов в Европе в целом, в особенности, в странах Центральной и Восточной Европы. В Европейском Союзе численные показатели остаются устойчиво постоянными. Однако, в настоящее время, фиксируется увеличение числа абортов среди молодых женщин. Следует также помнить, что системы сбора статистической информации значительно отличаются в разных странах, и не всякой статистике можно доверять, это осложняет процесс осмысления тенденций развития ситуации.

10. Законодательство существенно варьирует в разных странах Европы, однако: в большинстве случаев, аборт может быть произведен «по желанию» до 12 недельного срока беременности; в Швеции до 18 недельного срока; в большинстве стран Кавказского региона до 22-х недельного срока по социальным и медицинским показаниям; в Нидерландах и Великобритании до 24-х недельного срока при условии наличия социальных, медицинских и экономических препятствий; и только в определенных случаях на Кипре, в Люксембурге, Польше, Португалии (ситуация в Португалии меняется в настоящее время, вследствие проведенного недавно референдума) и в Испании; только при угрозе жизни для матери (в Ирландии и Северной Ирландии) и ни при каких условиях - на Мальте.

11. Период для «обдумывания» решения предлагается только в странах Западной Европы, тогда как в странах бывшего СССР это не предлагается. Консультирование в той или иной форме является обязательным в большинстве стран Западной Европы, но не в Восточной Европе. В случаях с подростками, также требуется разрешение родителей в большинстве стран, исключая Бельгию. Тогда как во Франции рекомендовано сопровождение подростка взрослыми. Стоимость аборта варьирует от страны к стране, и зависит от возраста женщины и социальной ситуации. Зачастую аборт бесплатен в странах Восточной Европы. Болгария и Казахстан предоставляет финансовую поддержку женщинам с низким уровнем дохода и девушкам. В Австрии, Испании и Португалии, стоимость аборта составляет 300 -800 ЕВРО. В Армении и Грузии стоимость операции колеблется между 15 и 85 ЕВРО.

12. Доступность аборта в значительной степени отличается в зависимости от местности, где проживает женщина, в городе или в отдаленном сельском пункте. В большинстве стран, предоставление услуг, связанных с абортом осуществляется в медицинских учреждениях: некоторые из которых организовали специализированные отделения для этих целей, но не все учреждения располагают при этом профессиональными гинекологами (или квалифицированными специалистами), которые осуществляют операцию аборта. В соответствии с данными нескольких исследований, проведенных в Российской Федерации, количество незарегистрированных абортов значительно превышает государственные оценки, и подростки, молодежь, незамужние женщины и представительницы сельских районов вносят наибольший вклад в рост числа небезопасных абортов. В некоторых странах, таких как Польша, доктора отказывают в осуществлении процедуры аборта, руководствуясь личными моральными установками. Во многих странах качество предоставляемых услуг, касающихся аборта, все еще оставляет значительное место для развития.

IV. Вопросы морали

13. Нам достаточно хорошо известно все в отношении моральных аспектов, которые разделили целые сообщества (наиболее очевидно это произошло в США, начиная с известнейшего решения Верховного суда США по делу «Ро против Уейда» («Roe vs Wade»)) на два лагеря, которые называют себя «За жизнь» и «За выбор». Понимая, что последующая информация может явиться перечислением очевидных фактов, позвольте мне, тем не менее, кратко суммировать аргументы обоих лагерей:

14. Сторонники движения «За жизнь» придерживаются позиции, что жизнь начинается с момента зачатия, а не рождения, и что к эмбриону, как человеческому существу, должны применяться права человека, включая, естественно, право на жизнь. Аборт, таким образом, классифицируется как «убийство». Большинство религий мира придерживаются позиции «За жизнь», в соответствии с данными полученными г-жой Запфл-Хелблинг (Zapfl-Helbling) и опубликованными в ее отчете “Женщины и религия в Европе» (из которого я черпала информацию для данного Отчета). Римская Католическая Церковь считает аборт «моральным злом», и нарушением 5-ой заповеди «Не убий», так как человеческая жизнь должна почитаться и находиться под абсолютной защитой с момента зачатия. Ортодоксальная Православная церковь признает аборт актом убийства в любом случае. Ислам утверждает, что аборт не является нарушением законов только в случае, если жизнь или благополучие матери находится под угрозой (и таким образом, операция разрешена в течение 120 дней). Иудаизм, при определенных условиях, разрешает процедуру аборта до 40-го дня, так как плод не считается автономным человеком до этого возраста. Прогрессивная Лютеранская и Протестантская церкви придерживаются позиций более толерантных в отношении к аборту. Тогда как, более фундаменталистские церкви занимают более жесткую позицию.

15. Представители движения «За жизнь» считают, что тело матери предусмотрено «просто как место, где нерожденное дитя растет и питается», поэтому женщина, сама по себе, не рассматривается как объект, имеющий право принимать решения в отношении жизни неродившегося ребенка. Роль отца также четко определена активистами «За жизнь»: так как у ребенка двое родителей, то и решение о его судьбе должны принимать оба родителя.

16. Представители движения «За жизнь» делают особый акцент на возможных негативных последствиях аборта для женщины: как физиологического, так и на психологического характера («симптомы сопоставимые с посттравматическим стрессом и связанными с ним расстройствами, включая ночные кошмары, чувство вины, и потребность в «исправлении» ошибки). Аборт не рассматривается как вопрос, относящийся к частной жизни, в особенности в условиях существующих демографических трендов. При этом существенное внимание уделяется продвижению альтернатив аборту (усыновление, приюты).

17. Представители движения «За выбор» признают «право на максимально безопасный аборт, как фундаментальное, признанное право человека». Данный аргумент основывается на праве женщины на жизнь и на здоровье, так как в странах, где аборт запрещен законодательно, женщины вынуждены прибегать к внебольничным абортам в условиях, при которых качество медицинских услуг не может быть гарантировано, что в свою очередь, подвергает здоровье и жизнь женщины риску. Законодательная база не влияет на уровень потребности женщины в аборте, а дает возможность доступа к максимально безопасным услугам.

18. Законы, запрещающие аборты, рассматриваются движением «За выбор» как подвергание женщины, а не мужчины, большей вероятности риска для здоровья, и поэтому, имеет дискриминирующий эффект. Также подобные законы рассматриваются как дискриминирующие, вследствие того, что «они унижают и подрывают возможность женщины принимать ответственные решения в отношении своей жизни и тела».

19. Кроме того, женщины рассматриваются как объекты, имеющие право на репродуктивное самоопределение (автономию). Г-жа Кезни (Ms. Quesney) (Директор “Права на аборт, Великобритания») считает, что «вынашивание нежелательной беременности может иметь тяжелейшие последствия для физического и эмоционального благополучия женщины, и ее семьи». Г-жа Кезни таким образом считает, что государство не должно принимать решения вместо женщины. Для женщин, живущих в местах, где услуги по планированию семьи и образование в соответствующей области ограничены, доступ к максимально безопасным услугам в сфере аборта, может быть единственным методом контролирования размера их семьи. Более того, активисты «За выбор» утверждают, что ни один метод контрацепции не является 100% эффективным.

20. Позиция движения «За выбор» также утверждает, что запрет абортов только увеличивает вероятность операций во внебольничных условиях – «способствуя тому, что процедура становится одной из существенных угроз для прав женщины, ее здоровья, равенства и независимости», таково мнение г-жи Кезни. Ярким примером, иллюстрирующим этот факт, являются запретительные меры режима Чаушеску (Сeausescu) в Румынии.

21. В заключение, необходимо упомянуть позицию, принятую организацией Амнести Интернешнл (Amnesty International), на Конференции в Мехико 17 августа 2007 года, которая впервые уделила особое внимание конкретным аспектам аборта, и последовавшим затем широким спектром консультаций для всех членов Амнести Интернешнл в контексте проводимой кампании «Остановите насилие против женщин»: Политика Амнести Интернешнл в области сексуального и репродуктивного здоровья не включает в себя продвижение вопросов аборта, как универсального права. Организация также не выражает открыто своей позиции о разных аспектах аборта. Политика организации признает права женщины на свободу от страха, угрозы и принуждения, в особенности, когда оцениваются последствия насилия и других грубейших нарушений прав человека. Амнести Интренешнл стоит на позициях своей политики, принятой в апреле этого года, которая способствует декриминализации аборта, обеспечению женщины услугами здравоохранения, в случаях возникновения негативных последствий аборта, и защита доступа женщин к процедуре аборта в рамках обоснованных временных (гестационных) рамок – когда здоровье и жизнь в опасности.

22. В этом контексте, Амнести Интернешнл подчеркивает, что «в отличие от других ситуаций, медицинские специалисты зачастую отказываются от предоставления помощи женщине, если она страдает от осложнений, связанных с операцией аборта. При этом женщина испытывает другое отношение к себе, т.е. отказ в медицинских услугах основывается на том, что человек, нуждающийся в предоставлении медицинских услуг, рассматривается или подозреваться в совершении преступления. Люди, которые получают передозировку наркотиков в результате поведения, связанного с нелегальными действиями, получают лечение, тогда как женщине в соответствующей медицинской помощи отказывают. В этом и заключается исключительное отношение к теме аборта». Эта позиция кажется достаточно интересной, перемещая дискуссию в плоскость защиты женщины против всех форм насилия, а не только затрагивая лишь вопросы морали.

V. Уклонение от абортов

23. Какая бы у нас не была позиция в отношении аборта, мы все можем согласиться, что в идеальном мире, аборты не будут существовать – и не потому, что они были бы запрещены, а потому, что они были бы не нужны, так как в большинстве случаев, их можно избежать. Наша задача состоит в том, чтобы избежать максимального числа абортов, насколько это только возможно.

24. Лучшим способом избежать абортов является предотвращение возникновения нежелательных беременностей посредством предоставления доступной контрацепции, сексуального воспитания для молодежи (включая школы). Как заявила г-жа Линдал (Lindhal) из Шведской Ассоциации Сексуального Образования на слушаниях, ссылаясь на результаты исследования ВОЗ, что сексуальное воспитание имеет прямое воздействие на откладывание времени сексуального дебюта на более поздние сроки, усиливает использование контрацепции и способствует повышению безопасности сексуальных отношений. Отчет ВОЗ «Профилактика ВИЧ и СПИДа в среде молодежи» выявил, что образование в отношении ВИЧ, способствует откладыванию сексуальной активности, и что сексуальное воспитание не влияет на ее увеличение. Выявленные причинно-следственные связи могут быть также соответственно перенесены в плоскость нежелательных беременностей для формулирования аргументации.

25. Увеличение доступности средств и методов контрацепции уже внесло значительный вклад в снижение числа абортов, в особенности в Центральной и Восточной Европе (в некоторых странах, таких как Советский Союз, аборты использовались вместо отсутствующей контрацепции в течение десятилетий). При этом, воздержание, по сути, не является «адекватным вариантом решения»: в Соединенных Штатах, программы, пропагандирующие воздержание, привели к резкому «взлету» числа инфекций, передаваемых половым путем (ИППП), нежелательных беременностей и непредотвращенных абортов. Усиление доступа к экстренной контрацепции по доступным расценкам, и удаление ограничений в сфере безрецептурных продаж, также будет значительно способствовать предотвращению возможности возникновения необходимости аборта.

26. Но для предотвращения возникновения необходимости аборта, нужно не только усилить доступность методов контрацепции. Последние исследования во Франции, которая отличается одним из самых высоких уровней использования контрацепции в мире, подтвердили, что почти две из трех нежелательных беременностей, возникли у женщин, подтвердивших использование контрацепции, на момент наступления беременности. Таким образом, очень важным аспектом предотвращения возможности возникновения необходимости аборта, является обеспечение женщин возможностью выбора метода контрацепции, максимально подходящего особенностям и потребностям самой женщины.

27. Запрет абортов не приводит к предотвращению возникновения нежелательных беременностей. Женщины в состоянии «конфликта с беременностью» могут только в редких случаях быть убеждены в необходимости сохранения беременности против своей воли. Остальная часть женщин будет искать возможности для производства аборта, даже если он находится вне закона в стране. Некоторые поедут в другие страны (из Ирландии в Великобританию, например). Другие, кто не может себе «позволить» «абортный туризм», будут использовать внебольничные небезопасные аборты, или даже будут пытаться предотвратить дальнейшее развитие беременности самостоятельно, подвергая свое здоровье и жизнь значительному риску.

28. Запретительное законодательство может только способствовать развитию «параллельных рынков». Некоторые некоммерческие организации (НКО) в Польше, где аборты разрешены только в случаях изнасилования, инцеста, или опасности для здоровья и жизни матери, особо отмечали тот факт, что, несмотря на ограниченный доступ женщин к услугам, связанным с абортом, местные газеты рекламируют упомянутые услуги на своих страницах. В конечном итоге, ассоциации оценивают количество внебольничных абортов, проведенных в Польше каждый год, на уровне 180000.

29. Таким образом, это приведет к более «открытому» отношению к абортам. Там, где аборты легальны, безопасны, доступны в Европе, уровни абортов сохраняются на низком уровне (возможно, это происходит вследствие того, что большинство стран, которые находятся в таком положении, вкладывают значительное количество усилий и инвестиций в сексуальное воспитание и доступную контрацепцию). Ограничения в области предоставления услуг, связанных с абортом – таких как, обязательный период «ожидания», обязательные предварительные консультации или «консультирование», или согласие двух медицинских специалистов – также являются контрпродуктивными. Как указал г-н Фиала (Fiala) (Президент Международной Федерации по Профессиональному Аборту и Контрацепции, Австрия) в ходе слушаний, ограничения не способствуют снижению числа нежелательных беременностей или абортов, также как и не ведут к увеличению количества женщин, имеющих детей, тем более не способствуют улучшению качества соответствующего обслуживания: “Они только увеличивают срок развития плода на момент прерывания беременности, что не может не оказывать негативного влияния на физическое и психологическое состояние матери. Ограничения увеличивают риски для физического и психологического здоровья и стоимость операции, без происходящей из этого очевидной выгоды». Более того, чем быстрее женщина принимает решение, тем выше вероятность использования медицинских (фармацевтических) методов аборта, таким образом, сокращая риски, возникающие при хирургическом вмешательстве.

30. В заключение, моей личной точкой зрения является то, что окончательное решение об аборте должна принимать только сама женщина, и это право женщины на контроль над своим собственным телом должно быть общепризнано.

VI. Заключение

31. Парламентская Ассамблея должна еще раз подтвердить, что аборт ни при каких условиях не может считаться методом планирования семьи. Должны предприниматься всевозможные меры для того, чтобы не возникало необходимости в производстве аборта. Все существующие способы, находящиеся в соответствии с правами женщины, должны быть использованы для сокращения количества, как нежелательных беременностей, так и абортов.

32. Несмотря на то, что аборт легален в большинстве стран-членов Совета Европы, Ассамблея обеспокоена тем, что во множестве стран, все еще существуют условия, при которых эффективный доступ к максимально безопасному аборту ограничен. Эти ограничения имеют выраженный дискриминирующий эффект, так как женщины с более высоким уровнем информированности и финансового дохода имеют больше возможностей для реализации своего права на аборт, проведенный в максимально безопасных условиях.

33. Парламентская Ассамблея должна также отметить, что в тех странах-членах, где аборт легален, условия таковы, что, зачастую, не обеспечивают гарантированный, эффективный доступ к реализации прав: отсутствие местных профильных учреждений здравоохранения, отсутствие медицинских специалистов, согласных производить аборты, повторяющиеся обязательные медицинские консультации, обязательное время для обдумывания окончательного решения, и время ожидания операции: все вышеперечисленное потенциально осложняет доступность аборта, или делает его практически невозможным.

34. Ассамблея должна признать, что аборт не может быть запрещен. Запрет абортов не приводит к сокращению числа операций, а, в основном, ведет к увеличению более опасных и травматичных внебольничных (криминальных) абортов. Законодательная защита аборта не влияет на увеличение уровня потребности женщин в аборте. Тогда как на доступность максимально безопасного аборта законодательные основы имеют прямое влияние.

35. В то же время, Ассамблея выражает уверенность, что соответствующие стратегии в области сексуального и репродуктивного здоровья, включая обязательное сексуальное образование для молодежи, способствуют снижению вероятности возникновения необходимости в аборте.

36. Ассамблея подтверждает права человека, включая женщин, о физической неприкосновенности и свободе контроля над своим собственным телом. В этом контексте, только женщина должна принимать окончательное решение об аборте, и она должна располагать достаточными средствами, чтобы реализовать свое право в наиболее эффективном ключе.

37. Страны-члены Совета Европы должны быть приглашены к рассмотрению вопросов о:

37.1 декриминализации аборта, если это еще не сделано;

37.2 предоставлении женщинам гарантий эффективной реализации их права на аборт;

37.3 предоставлении женщинам права на выбор, и обеспечению условий для его реализации в свободном и информированном ключе;

37.4 удалении ограничений, которые препятствуют, «де юро» и «де факто», доступности максимально безопасного аборта, и, в особенности, принять необходимые меры по созданию соответствующих условий для охраны здоровья, обеспечению медицинской и психологической поддержки, при необходимости, формированию системы соответствующей финансовой поддержки;

37.5 принятии соответствующих стратегий в области сексуального и репродуктивного здоровья, базирующихся на научнообоснованной информации, обеспечивающих непрерывность процесса развития контрацептивных услуг, посредством увеличения доли инвестирования из национальных бюджетов в улучшение качества систем здравоохранения, с особым акцентом на материально-техническое и информационное обеспечение службы охраны репродуктивного здоровья;

37.6 обеспечении женщин доступной контрацепцией, на основании обоснованных стоимостных параметров, и максимально подходящих потребностям каждой конкретной женщины и выбранных ею;

37.7 введении обязательного сексуального воспитания для молодежи (включая школы), для того чтобы максимально предотвратить возможность возникновения нежелательных беременностей (и, таким образом, абортов).

Комитет, ответственный за Отчет: Комитет по равным возможностям женщин и мужчин

Информация о Комитете: Док. 10802, референс #3175 от 27 января 2006г.

Проект резолюции одобрен Комитетом: 21 голос «за», 3 «против», 1 «воздержался» 11 марта 2008г.

Члены Комитета:

Mr Steingrímur J. Sigfússon (Chairperson), Mr José Mendes Bota (1st Vice-Chairperson), Mrs Ingrīda Circene (2nd Vice-Chairperson), Mrs Anna Čurdová (3rd Vice-Chairperson), Mr Frank Aaen, Mrs Željka Antunović, Mr John Austin, Mr Lokman Ayva, Ms Marieluise Beck, Mrs Anna Benaki, Mrs Oksana Bilozir (alternate: Mrs Olha Herasym’yuk), Mrs Olena Bondarenko, Mr Pedrag Bošcović, Mr Jean-Guy Branger, Mr James Clappison, Mrs Minodora Cliveti (alternate: Mrs Monalisa Găleteanu), Mr Ignacio Cosidó Gutiérrez (alternate: Mr Adolfo Fernández Aguilar), Ms Diana Çuli, Mr Ivica Dačiċ, Mr Marcello Dell’utri, Mr José Luiz Del Roio, Mrs Lydie Err, Mrs Catherine Fautrier, Mrs Maria Emelina Fernández Soriano (alternate: Mrs Rosario Velasco García), Ms Sonia Fertuzinhos, Mrs Alena Gajdůšková, Mrs Ruth Genner, Mrs Claude Greff, Mr Attila Gruber, Mrs Carina Hägg, Mr Ilie Ilaşcu, Mrs Fatme Ilyaz, Ms Nataša Jovanoviċ, Mrs Birgen Keleş, Mrs Krista Kiuru, Mrs Irine Kurdadzé, Mrs Angela Leahu, Mr Terry Leyden, Mrs Mirjana Malić, Mrs Nursuna Memecan, Mrs Danguté Mikutiené, Mrs Ilinka Mitreva, Mr Burkhardt Müller-Sönksen, Mrs Christine Muttonen (alternate: Mrs Ana Blatnik), Mrs Hermine Naghdalyan, Mrs Yuliya Novikova, Mr Mark Oaten, Mr Kent Olsson, Mrs Vera Oskina, Mr Jaroslav Paška, Mrs Maria Agostina Pellegatta, Mrs Antigoni Papadopoulos, Mr Claudio Podeschi, Mrs Majda Potrata, Mr Jeffrey Pullicino Orlando, Mr Frédéric Reiss, Mrs Mailis Reps, Ms Jadwiga Rotnicka, Mrs Marlene Rupprecht, Mrs Klára Sándor, Mr Giannicola Sinisi, Ms Miet Smet, Mrs Svetlana Smirnova, Mrs Darinka Stantcheva, Mrs Tineke Strik, Mr Michał Stuligrosz, Mrs Doris Stump, Mr Han Ten Broeke, Mr Vasile Ioan Dănuţ Ungureanu, Mr Marek Wikiński, Mr Paul Wille, Mrs Betty Williams, Mr Gert Winkelmeier, Ms Karin S. Woldseth, Mrs Gisela Wurm, Mr Vladimir Zhidkikh, Mrs Anna Roudoula Zissi.

N.B. Имена челнов, которые приняли участие в заседании, указаны жирным шрифтом.

Секретариат Комитета: Ms Affholder, Ms Devaux, Mr Parent..

Считаете ли вы, что экстренная контрацепция должна предоставляться женщинам, пострадавшим от сексуального насилия, бесплатно?

© 2010 Российская Ассоциация "Народонаселение и Развитие" (РАНиР)
Лицензия № 77-01-001043 от 12.01.2006
Телефон: +7 (499) 973-14-37, факс: +7 (499) 978-79-85

Информируем, что 23 июня 2015 г. Минюст РФ внес Региональную общественную организацию содействия охране репродуктивного здоровья граждан «Народонаселение и развитие» в реестр НКО, в соответствии с Федеральным законом № 121-ФЗ от 20.07.2012.