email: info@ranir.ru
Рус | Eng

Поиск по сайту

17.11.2013

Культура общения с людьми с инвалидностью. Язык и этикет


Мы предлагаем Вам не правила (не нужно думать, что люди с инвалидностью требуют какого-то специального обхождения!), а всего лишь рекомендации, которые, надеемся, помогут нам наладить контакты и снять неловкость, которая неизбежно возникает, когда кто-то впервые сталкивается с чем-то незнакомым.

Как и другие социальные меньшинства, права которых ущемляются большинством, люди с инвалидностью чувствительны к словам, усугубляющим их положение, и пропагандируют собственные определения и понятия, которые не вызывают жалости и других негативных ассоциаций.

Что стоит за словом «инвалид»? Инвалидность – это не медицинский диагноз!

«Инвалидность является результатом взаимодействия, которое происходит между имеющими нарушения здоровья людьми и отношенческими и средовыми барьерами и которое мешает их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими». Конвенция ООН о правах инвалидов, подписана Россией 24 сентября 2008 г.

Таким образом, инвалидность – это одна из форм социального неравенства;

Инвалидность – это социальное, а не медицинское понятие.

Русская «толерантная» терминология в отношении людей с инвалидностью до сих пор не устоялась – даже в среде инвалидов присутствуют разные точки зрения на правомочность употребления тех или иных терминов.

Яркий пример: в последние годы в устойчивый обиход СМИ вошло выражение «человек с ограниченными возможностями». Но это выражение не раскрывает тот факт, что возможности человека ограничиваются извне (общественными условиями). И что еще хуже, «по умолчанию» многие воспринимают словосочетание «человек с ограниченными возможностями» как характеристику того, что человек ограничен сам по себе (своим «дефектом», а не обществом).

Да и кто покажет нам пример человека с неограниченными возможностями?! Компромиссным вариантом может служить: «человек с ограниченными физическими возможностями» (здесь подразумевается, что умственные отличия тоже характеризуются как «физические»). Но для повседневной речи такое словосочетание оказывается слишком длинным и громоздким. При социальном подходе к пониманию инвалидности наиболее нейтральным термином оказывается слово … «инвалид»!

Поскольку мы смотрим на человека, а не на его инвалидность, то лучше всего сказать «человек с инвалидностью».

Рекомендуется, когда Вы говорите или пишете о людях с инвалидностью, придерживаться следующих правил:

ИСПОЛЬЗУЙТЕ слова и понятия, не создающие стереотипы:

ИЗБЕГАЙТЕ слов и понятий, создающих стереотипы:

Человек с инвалидностью

Человек с ограниченными возможностями, больной, искалеченный, покалеченный, неполноценный, калека, с дефектом здоровья, с недостатком здоровья

 
при сравнении людей с инвалидностью и без инвалидности:
 

Не инвалид, человек без инвалидности

Нормальный / здоровый

Человек, использующий инвалидную коляску; человек на коляске; человек с парализованными ногами

Прикованный к инвалидной коляске,

паралитик, парализованный

 
«Колясочник» – приемлемо в среде общения людей с инвалидностью
 

Врожденная инвалидность, инвалид с детства

Врожденный дефект /увечье/ несчастье

Имеет ДЦП (детский церебральный паралич), человек (ребенок, дети) с ДЦП

Страдает ДЦП, болеет ДЦП, «дэцэпэшник»

Человек, перенесший полиомиелит / имеет инвалидность в результате…; человек, который перенес болезнь / стал инвалидом в результате...

Страдает от полиомиелита/от последствий полиомиелита, жертва болезни

Человек с особенностями развития /

с особенностями в развитии, человек с ментальной инвалидностью, с особенностями ментального развития

Отсталый, умственно неполноценный, с задержкой / отставанием в развитии, с интеллектуальной недостаточностью, с умственной отсталостью, имбецил, дебил

Ребенок с особенностями развития

Слабоумный, «тормоз», с задержкой / отставанием в развитии

Дети с инвалидностью

Дети-инвалиды

Дети с особыми образовательными потребностями

Школьники-инвалиды

Человек с синдромом Дауна, ребенок (дети) с синдромом Дауна

С болезнью Дауна, «даун», «монголоид», «даунята» (о детях с синдромом Дауна)

Человек с эпилепсией

Эпилептик, припадочный, страдающий эпилептическими припадками

Человек с особенностями психического развития, человек с особенностями душевного или эмоционального развития

Псих, сумасшедший, люди с психиатрическими проблемами, душевнобольные люди, люди с душевным или эмоциональным расстройством

Незрячий, слабовидящий человек, с инвалидностью по зрению

Слепой, совершенно слепой

Неслышащий/глухой слабослышащий человек, с инвалидностью по слуху, пользующийся жестовой речью

Глухой как пень, человек с нарушением слуха, человек (ребенок) с остатками слуха, глухонемой

ПРИМЕЧ.: «Слепой», «с нарушением слуха», «с нарушением в развитии», «с психическим расстройством» – такие словосочетания привычны для людей с инвалидностью, но в остальном обществе они способствуют формированию взгляда на человека с инвалидностью, как на человека с медицинскими проблемами.


Почему так говорить нельзя?

Некоторые слова, перечисленные в колонке «избегайте», не вызывают сомнений в своей непригодности. Очевидно, что, назвав человека «тормозом» или «дефективным», Вы оскорбите его. Однако другие слова и обороты стали вполне привычными. Почему же мы считаем, что они оскорбительны и не рекомендуем пользоваться ими в речи?

Людям с различными видами инвалидности из 20 регионов России было предложено написать, какие чувства и ассоциации вызывает у них то или иное слово и выражение:

Распространенное выражение «прикован к коляске» ассоциируется с чувством обреченности, с понятием «цепи».

Слова «глухонемой», «немой» подразумевают невозможность общения, контакта.

«Больной» – значит, «надо лечить», «беспомощный».

Слова «паралитик», «неполноценный», «однорукий», «безногий», «больной» вызывают сочувствие и жалость.

Слова «калека», «даун» провоцируют брезгливость.

«Псих», «слабоумный», «ненормальный», «шизик» ассоциируются с непредсказуемостьюопасностью и, как следствие,вызывают страх. Воспитанные люди избегают таких обобщений в любых обстоятельствах.

Выражения «человек на коляске», «человек с травмой позвоночника», «человек с инвалидностью», «незрячий» – вызывают вполне нейтральные ассоциации.

Слово «инвалид» вызывает различные чувства, но, в целом, большинство опрошенных людей с инвалидностью считает его приемлемым, поскольку это слово официальное, наиболее часто употребляемое и ставшее абстрактным.

Некоторые из предлагаемых оборотов речи кажутся, на первый взгляд, надуманными. Люди вряд ли будут употреблять в устной речи словосочетание «человек, испытывающий трудности при передвижении».

На что нужно обратить внимание: выбирая слова и выражения, следует избегать стереотипов (как отрицательных, рисующих образ «жертвы», – так и положительных образов «героя»).

«Жертвы» – это излишне драматический образ вечно несчастного и беспомощного человека.

Человек, который, «несмотря на что-то» / «вопреки чему-то» / «наперекор судьбе и т.п.», «преодолел» трудности и ведет «нормальную» жизнь – тоже очень распространенный образ. Обычно в таких случаях напрашивается резюме: «С него нужно брать пример здоровым людям!» Но, создавая такой образ, автор незаметно для себя впадает в покровительственный тон.

Героизация точно также отделяет людей с инвалидностью от остального общества, как и жалость/снисходительность.

Кроме того, помните, что, стремясь к аккуратности и корректности, лучше избегать обобщений и предположений.

Прежде всего, не стесняйтесь спрашивать, как будет правильнее, у самих людей с инвалидностью.

Наша речь связана с этикетом. Но, даже используя корректные выражения, можно поставить в неловкое положение и себя, и собеседника, если не принимать во внимание некоторые нюансы, связанные с его инвалидностью. Когда не знаешь, как правильно себя вести, чувствуешь себя неловко и скованно. Мы хотим помочь вам избежать этого и предлагаем рекомендации, написанные инвалидами на основании своего собственного опыта.

Пример 10 общих правил этикета, составленных людьми с инвалидностью

1. Когда вы разговариваете с человеком с инвалидностью, обращайтесь непосредственно к нему, а не к его сопровождающему или сурдопереводчику, которые присутствуют при разговоре.

Не говорите о присутствующем человеке с инвалидностью в третьем лице, обращаясь к его сопровождающим, – все Ваши вопросы и предложения адресуйте непосредственно к этому человеку.

2. Когда Вас знакомят с человеком с инвалидностью, вполне естественно пожать ему руку – даже те, кому трудно двигать рукой, или кто пользуется протезом, вполне могут пожать руку (правую или левую), что вполне допустимо.

3. Когда Вы встречаетесь с человеком, который плохо или совсем не видит, обязательно называйте себя и тех людей, которые пришли с Вами. Если у Вас общая беседа в группе, не забывайте пояснить, к кому в данный момент Вы обращаетесь и назвать себя. Обязательно предупреждайте вслух, когда Вы отходите в сторону (даже, если отходите ненадолго).

4. Если Вы предлагаете помощь, ждите, пока ее примут, а затем спрашивайте, что и как делать. Если Вы не поняли, не стесняйтесь – переспросите.

Это важно: не кидайтесь на помощь, если Вас об этом еще не просили!

1) предложите свою помощь;

2) если Ваша помощь действительно нужна, то сначала узнайте – как именно Вы должны действовать, – прежде чем неумело суетиться вокруг человека.

5. Обращайтесь с детьми с инвалидностью по имени, а с подростками и старше – как со взрослыми.

6. Опираться или повиснуть на чьей-то инвалидной коляске – это тоже самое, что опираться или повиснуть на ее обладателе. Инвалидная коляска – это часть неприкасаемого пространства человека, который ее использует.

7. Разговаривая с человеком, испытывающим трудности в общении, слушайте его внимательно. Будьте терпеливы, ждите, пока он сам закончит фразу. Не поправляйте и не договаривайте за него. Не стесняйтесь переспрашивать, если вы не поняли собеседника.

8. Когда Вы говорите с человеком, пользующимся инвалидной коляской или костылями, расположитесь так, чтобы Ваши и его глаза были на одном уровне. Вам будет легче разговаривать, а вашему собеседнику не понадобится запрокидывать голову.

9. Чтобы привлечь внимание человека, который плохо слышит, помашите ему рукой или похлопайте по плечу. Смотрите ему прямо в глаза и говорите четко, хотя имейте в виду, что не все люди, которые плохо слышат, могут читать по губам. Разговаривая с теми, кто может читать по губам, расположитесь так, чтобы на вас падал свет, и Вас было хорошо видно, постарайтесь, чтобы Вам ничего не мешало и ничто не заслоняло Вас.

10. Не смущайтесь, если случайно сказали: «Увидимся» или: «Вы слышали об этом…?» тому, кто на самом деле не может видеть или слышать. Передавая что-либо в руки незрячему, ни в коем случае не говорите «Пощупай это» – говорите обычные слова «Посмотри на это».


К списку новостей

Считаете ли вы, что экстренная контрацепция должна предоставляться женщинам, пострадавшим от сексуального насилия, бесплатно?

© 2010 Российская Ассоциация "Народонаселение и Развитие" (РАНиР)
Лицензия № 77-01-001043 от 12.01.2006
Телефон: +7 (499) 973-14-37, факс: +7 (499) 978-79-85

Информируем, что 23 июня 2015 г. Минюст РФ внес Региональную общественную организацию содействия охране репродуктивного здоровья граждан «Народонаселение и развитие» в реестр НКО, в соответствии с Федеральным законом № 121-ФЗ от 20.07.2012.