email: info@ranir.ru
Рус | Eng

Поиск по сайту

20.08.2014

Конвенция Совета Европы N 210 "О предупреждении и пресечении насилия в отношении женщин и насилия в семье"


Конвенция Совета Европы о предупреждении и пресечении насилия в отношении женщин и насилия в семье (Council of Europe Convention on preventing and combating violence against women and domestic violence - CDCE N 210), также известная как Стамбульская конвенция, была открыта для подписания 11 мая 2011 г. в Стамбуле (Турция) <130>. В настоящее время Конвенция еще не вступила в силу. Российская Федерация до настоящего времени Конвенцию не ратифицировала.

<130> Статус Конвенции Совета Европы о насилии в отношении женщин - из 47 государств-членов Совета Европы подписали договор 29 стран: Албания, Андорра, Австрия, Бельгия, Босния и Герцеговина, Хорватия, Финляндия, Франция, Германия, Греция, Исландия, Италия, Люксембург, Мальта, Монако, Черногория, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Сербия, Словакия, Словения, Испания, Швеция, Бывшая Республика Югославии Македония, Турция, Украина и Соединенное Королевство. Конвенция была ратифицирована Албанией (4 февраля 2013 г.), Португалией (5 февраля 2013 г.), Турцией (14 марта 2012 г.), Черногорией (22 апреля 2013 г.), Италией (10 сентября 2013 г.); Боснией и Герцеговиной (7 ноября 2013 г.); Австрией (14 ноября 2013 г.); Сербией (21 ноября 2013). URL: http://conventions.coe.int/Treaty/Commun/QueVoulezVous.asp?NT=210&CM=1&CL=ENG // (дата обращения: 7 февраля 2014 г.).

 

Как региональный документ, открытый для ратификации и присоединения, Конвенции Совета Европы о предупреждении и пресечении насилия в отношении женщин и насилия в семье дополняет и расширяет стандарты, установленные другими региональными организациями по правам человека в этой области <131>. Имея более комплексный характер, рассматриваемая Конвенция Совета Европы значительно усиливает меры на мировом уровне по предупреждению насилия в семье и по борьбе с насилием в отношении женщин.

--------------------------------

<131> Межамериканская конвенция по предотвращению, наказанию и искоренению насилия в отношении женщин 1994 г. (Convention of Belem do Para); Протокол к Африканской хартии прав человека и народов о правах женщин в Африке 2003 г. - Протокол Мапуту (The Protocol to the African Charter on Human and Peoples' Rights on the Rights of Women in Africa - Maputo Protocol).

 

Несмотря на то что в настоящее время в 124 государствах мира действуют специальные законодательные акты о борьбе с домашним насилием <132>, эта Конвенция стала первым международным юридически обязывающим документом, в котором подтверждается неприкосновенность прав женщины как человека, а насилие признается одной из форм дискриминации женщин. Конвенция содержит практический инструментарий для решения проблем насилия в отношении женщин с помощью создания специального механизма контроля.

--------------------------------

Начиная с 2010 г. в России проводится общенациональная информационная кампания по противодействию жестокому обращению с детьми, создан Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, который с 2010 г. осуществляет софинансирование региональных программ "Защитим детей от насилия". Программа поддерживает развитие практических мер по оказанию помощи детям и семьям, пострадавшим от насилия или жестокости. В рамках реализации программ созданы мобильные бригады экстренного реагирования; социальные гостиницы временного пребывания для детей и женщин с детьми, подвергшихся насилию, в том числе в семье; оказывается психолого-педагогическая помощь детям, пострадавшим от насилия в семье и преступных посягательств и др. Одним из наиболее важных мероприятий по профилактике жестокого обращения с детьми и оказания помощи детям в кризисных ситуациях стало введение с 1 сентября 2010 г. единого общероссийского номера детского телефона доверия 8-800-2000-122, действующего на условиях анонимности и конфиденциальности, к которому подключены более 200 региональных консультативных служб в 82 субъектах Российской Федерации. Цель такой помощи - профилактика семейного неблагополучия, предотвращение стрессовых и суицидальных настроений детей и подростков, защита прав детей.

Следовательно, в первую очередь речь идет о защите от семейного насилия детей, что же касается женщин и иных членов семьи (в том числе с ограниченными возможностями), то специальной федеральной программы такого рода в России не существует.

Однако на уровне субъектов Российской Федерации давно уже делаются определенные попытки по оказанию помощи жертвам домашнего насилия: в ряде субъектов созданы центры социальной помощи семье и детям, психолого-педагогической помощи населению; экстренной психологической помощи по телефону; социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних; реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями; комплексные центры социального обслуживания населения, в которых имеются кризисные отделения для женщин; кризисные центры для женщин и мужчин и другие учреждения социального обслуживания семьи и детей.

Как видно из приведенного выше, приоритетным по-прежнему остается вопрос повышения благополучия детей, а защита женщин отходит на второй план. Фактически же деятельность по самому широкому кругу гендерных вопросов на государственном уровне осуществляют лишь Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей и Министерство труда и социальной защиты РФ, однако вопросы борьбы с насилием в семье в этих структурах в их работе не являются приоритетными.

2. Стамбульская конвенция предусматривает создание государствами-участниками механизмов по защите и поддержке жертв домашнего и свидетелей всех форм насилия, предназначенных для обеспечения эффективного сотрудничества по защите и поддержке жертв всех соответствующих государственных органов, в том числе судов, прокуратуры, правоохранительных органов, местных и региональных органов власти, а также неправительственных организаций и других соответствующих организаций и учреждений (ст. ст. 18 - 28).

В России проблема семейного насилия, насилия в отношении женщин и детей рассматривается как нарушение прав человека, требующее вмешательства государства. Насилие в отношении женщин является уголовно наказуемым деянием. Так, Уголовный кодекс РФ содержит нормы, направленные на защиту от различных форм насилия, однако специальных норм о защите от семейного (домашнего) насилия УК РФ не содержит. Более того, санкции за совершенные акты насилия не соотносятся с фактом родственных отношений преступника и жертвы (наказание одинаково), одновременно уголовное законодательство в ряде случаев рассматривает в качестве отягчающего обстоятельства преступные действия в отношении зависимого лица <139>.

--------------------------------

Российское законодательство не предусматривает уголовной ответственности за принудительный брак несовершеннолетних, калечащие операции на половых органах женщин и детей, сексуальные домогательства, приставание и запугивание, санкции за совершенные акты насилия не соотносятся с фактом родственных отношений преступника и жертвы и т.д. Отсутствует законодательный механизм издания чрезвычайных приказов запретительного характера (охранных приказов), направленных на предотвращение непосредственной опасности, вызванной домашним насилием.

Присоединение к Стамбульской конвенции позволит, наконец, принять в России полноценное законодательство о борьбе с домашним насилием, вопрос о необходимости принятия которого в последние годы неоднократно поднимался. В 2012 г. в Общественной палате прошли слушания по вопросу федерального закона "О предупреждении и профилактике насилия в семье". Как отмечается на сайте Общественной палаты, "домашнее насилие является одним из самых распространенных и грубейших нарушений прав и свобод человека. В Российской Федерации 40% всех тяжких насильственных преступлений совершается в семье. Ежегодно более десяти тысяч женщин погибают от рук мужей или других близких. По официальной статистике МВД, в России 26 тысяч детей ежегодно становятся жертвами преступных посягательств со стороны родителей. Еще две тысячи детей и подростков, спасаясь от жестокого обращения в семье, кончают жизнь самоубийством, десятки тысяч убегают из дома" <140>.

-------------------------------- 

Источник http://kvazar1.ru/publ/17-1-0-721  


К списку новостей

Считаете ли вы, что экстренная контрацепция должна предоставляться женщинам, пострадавшим от сексуального насилия, бесплатно?

© 2010 Российская Ассоциация "Народонаселение и Развитие" (РАНиР)
Лицензия № 77-01-001043 от 12.01.2006
Телефон: +7 (499) 973-14-37, факс: +7 (499) 978-79-85

Информируем, что 23 июня 2015 г. Минюст РФ внес Региональную общественную организацию содействия охране репродуктивного здоровья граждан «Народонаселение и развитие» в реестр НКО, в соответствии с Федеральным законом № 121-ФЗ от 20.07.2012.